Get Adobe Flash player

10 малоизвестных обязанностей компаний, о которых важно знать руководителю

Помимо общеизвестных обязанностей, возложенных законодательством на организации, существуют менее известные. Однако знать о них и выполнять также важно. В противном случае компанию могут оштрафовать. Причем за невыполнение некоторых, далеко не самых очевидных обязанностей весьма крупно. Рассказываем о десяти таких, не самых известных, и суммах штрафов за их игнорирование

1. Воинский учет в организации
В Трудовом кодексе есть список обязанностей работодателя (ст. 22). Обязанности вести воинский учет своих сотрудников в нем нет. Тем не менее, она возлагается на компанию, но только другим законом –«О воинской обязанности и военной службе» (от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
В пункте 7 ст. 8 этого закона сказано буквально следующее: «Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете».
Весь порядок воинского учета содержится как раз в названном Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Обязанности организаций сосредоточены в п. 27‒32 Положения.
В них сказано следующее.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) или личным карточкам госслужащих (форма № Т-2 ГС (МС), раздел 2).
При наличии на воинском учете менее 500 граждан воинский учет осуществляет 1 работник, выполняющий перечисленные обязанности по совместительству.
Постановка граждан на воинский учет
Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны:
•     проверять у принимаемых на работу граждан наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета;
•     заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы, месте жительства и другие сведения;
•     разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
•     информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Взаимодействие с военкоматом
Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны:
•     направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы;
•     оповещать призывников о необходимости их личной явки в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет;
•     направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на нем;
•     представлять ежегодно, в сентябре, в военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
•     сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
•     сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями в документах воинского учета военных комиссариатов или органов местного самоуправления;
•     вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
•     оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
Примечание редакции:
в дополнение к Положению о воинском учете существуют «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом ВС РФ 11.04.2008).
Ответственность за нарушение правил воинского учета:
•     за непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
•     неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке или необеспечение им возможности своевременной явки по повестке (ст. 21.2 КоАП РФ);
•     несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ);
•     несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
За каждое из нарушений на руководителя или работника, ответственного за ведение воинского учета налагается штраф от 500 до 1 тыс. рублей.
В заключение отметим, что кое-что об обязанностях компании в отношении воинского учета в Трудовом кодексе все же есть: фирма обязана уволить сотрудника, которого призвали на военную службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

2. Обучение в области пожарной безопасности
МЧС РФ обязывает организации всех форм собственности организовать обучение работников мерам пожарной безопасности.
Основными видами такого обучения являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (пожарно-технический минимум).
Противопожарный инструктаж
Проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций:
•     с правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
•     с требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
•     с мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
•     с правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
•     с обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Пожарно-технический минимум
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение 1 месяца после приема на работу и затем не реже одного раза в 3 года.
Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
ПРИКАЗ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645
Примечание редакции:
к данному приказу МЧС РФ прилагаются:
•     форма журнала учета инструктажей по пожарной безопасности;
•     примерный перечень вопросов проведения вводного и первичного противопожарного инструктажа;
•     примерные программы обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых.
За неорганизацию обучения работников мерам пожарной безопасности налагается штраф (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 6 до 15 тыс. рублей;
•     на организации – от 150 до 200 тыс. рублей.

3. Обучение в области гражданской обороны
На организации возлагается ряд обязанностей в области гражданской обороны, а именно:
•     разрабатывать с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС РФ, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
•     осуществлять курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
•     создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
•     разрабатывать программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
•     организовывать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
•     планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.
Кроме того, работники гражданской обороны, а также руководители организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне, не реже одного раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.11.2000 № 841
«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»
Примечание редакции:
данный список представлен в последней редакции, введенной в действие с 2 мая 2017 года (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 № 470). Отличие от прежнего списка – последние 3 обязанности являются новыми (первые 3 уточненными).
За невыполнение обязанностей из приведенного списка предусмотрен штраф (ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. рублей;
•     на организации – от 100 до 200 тыс. рублей.
4. Обучение охране труда и оказанию первой помощи
Трудовым кодексом предусмотрено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – ИП, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязано проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (ст. 225 ТК РФ).
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Примечание редакции:
Минтруд РФ недавно выпустил комментарий к этой норме в отношении обучения по оказанию первой помощи пострадавшим (письмо от 11.04.2017 № 15-2/В-950).
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве должно производиться в соответствии с порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Данный порядок, в частности, требует прохождения такой подготовки не реже одного раза в год для работников рабочих профессий и один раз в 3 года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.
Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
При этом обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.
За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрен штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
•     на организации – от 110 до 130 тыс. рублей.
5. Проведение спецоценки условий труда
Закон № 426-ФЗ гласит, что на работодателя возлагаются обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.
Она должна проводиться:
•     совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 данного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора;
•     в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
•     не реже одного раза в 5 лет, если иное не установлено данным законом. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Кроме того, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
•     ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
•     получение работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой спецоценки;
•     изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
•     произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
•     наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.12.2013 № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»
Примечание редакции:
Закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ вступил в силу 01.01.2014. Таким образом, 5 лет, отведенные на проведение спецоценки, истекают 31 декабря 2018 года. К этому сроку спецоценка условий труда должна быть проведена на всех рабочих местах. Это подчеркнуто в письме Минтруда РФ от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597.
Результаты спецоценки выражаются в установлении классов и подклассов условий труда на рабочих местах, которые влияют на 2 обстоятельства:
1) размер доптарифа страховых взносов – чем безопаснее условия труда, тем он ниже;
2) гарантии и компенсации работникам – вредные и опасные условия труда дают сотрудникам право:
•     на 7 дней дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 117 ТК РФ);
•     на 36-часовую сокращенную продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);
•     на 4-процентную прибавку к окладу (ч. 1 ст. 147 ТК РФ).
За непроведение спецоценки предусмотрен штраф (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП):
•     на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) в размере от 5 до 10 тыс. рублей;
•     на организации – от 60 до 80 тыс. рублей.
6. Квотирование рабочих мест для инвалидов
Закон о соцзащите инвалидов требует от работодателей выделить рабочие места для инвалидов:
•     при численности работников от 35 до 100 человек – законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников;
•     при численности работников более 100 человек – законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Примечание редакции:
в г. Москве принят Закон от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», согласно которому предусмотрена квота для организаций с численностью работников более 100 человек:
1) 2 процента – для трудоустройства инвалидов;
2) 2 процента – для трудоустройства некоторых категорий молодежи:
•     несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
•     лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
•     выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны организовать квотируемые рабочие места за счет собственных средств. Исключение – общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
За нарушение установленного порядка квотирования рабочих мест в г. Москве предусмотрен штраф (с. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45):
•     на должностных лиц – от 3 до 5 тыс. рублей;
•     на организации – от 30 до 50 тыс. рублей.
Федеральный штраф (ст. 5.42. КоАП РФ) предусмотрен для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей (за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты).
7. Медосмотр офисных работников
Статья 213 ТК РФ посвящена медицинским осмотрам некоторых категорий работников. В ней сказано, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры, порядок их проведения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень таких факторов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.
В их числе – п. 3.2.2.4, описывающий следующий вредный фактор условий труда: «Электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 процентов рабочего времени)».
Другими словами, работа за компьютером более 50 процентов рабочего времени. Следовательно, работники, проводящие за компьютером более половины рабочего дня, должны быть направлены работодателем на прохождение медосмотра.
В том же пункте оговорены периодичность таких осмотров (раз в 2 года) и перечень врачей (невролог и офтальмолог).
Осуществляются такие медосмотры за счет средств работодателя, о чем сказано в последнем абзаце ст. 213 ТК РФ.
ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н
Примечание редакции:
за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров предусмотрен штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
•     на организации – от 110 до 130 тыс. рублей.
8. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Кроме Налогового кодекса есть и другие законы, обязывающие компании перечислять в бюджет те или иные платежи. Один из них – Закон «Об охране окружающей среды». Он предусматривает плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Документ гласит, что эта плата взимается за 3 вида деятельности:
•     выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ);
•     сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ);
•     хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Лица, обязанные вносить плату
•     юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (исключение – те, кто ведет деятельность исключительно на объектах IV категории);
•     юрлица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с этими отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Правила внесения платы
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов таковых либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Плата вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Кроме субъектов малого и среднего бизнеса, плательщики должны уплачивать квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, в размере 1/4 суммы платы, уплаченной за предыдущий год.
Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный орган власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию об этой плате.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»
Примечание редакции:
размер платы рассчитывается по специальным ставкам и коэффициентам, которые приведены в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет штраф (ст. 8.41 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 3 до 6 тыс. рублей;
•     на организацию – от 50 до 100 тыс. рублей.
Заметим, что компании, владеющие транспортными средствами, то есть передвижными источниками загрязнения, с 1 января 2015 года не обязаны вносить эту плату.
Существует спорный вопрос о том, кто должен вносить данную плату: собственник отходов или компания, которая занимается их вывозом и утилизацией? Судебная практика по нему противоречива. Последнее на сегодняшний день Постановление Арбитражного суда Московского округа по данному вопросу говорит о том, что вносить плату должен собственник, даже если он заключил договоры со специализированными организациями на вывоз отходов производства со своей территории (Постановление от 29.09.2016 № Ф05-13825/2016).
9. Внесение сведений о результатах обязательного аудита в реестр
С первого октября 2016 года вступила в силу новая ч. 6 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности», которая обязывает заказчиков обязательного аудита (аудируемое лицо) вносить сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.
В Единый федеральный реестр вносятся следующие сведения:
•     идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
•     идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
•     перечень бухгалтерской отчетности аудируемого лица и период, за который составлена эта отчетность;
•     дата аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
•     мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»
Примечание редакции:
Единый федеральный реестр размещен по адресу www.fedresurs.ru. Порядок формирования и ведения данного реестра утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 № 178. Однако пока в данный порядок не внесены изменения, касающиеся внесения в реестр результатов обязательного аудита.
10. Уведомление об участии в иностранных компаниях
Налогоплательщики (юридические и физические лица) помимо прочих налоговых обязанностей должны уведомлять налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физлица:
•     о своем участии в иностранных организациях, если доля участия превышает 10 процентов.
•     об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
•     о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Контролирующими лицами признаются:
•     физлицо или юрлицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
•     физлицо или юрлицо, доля участия которого в этой организации составляет более 10 процентов, при том что доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физлиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Уведомление об участии в иностранных организациях или об учреждении иностранных структур без образования юрлица представляется не позднее 3 месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юрлица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с гл. 23 или 25 НК РФ.
Это предусмотрено ст. 23, 25.13, 25.14 НК РФ.
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ
Примечание редакции:
за непредставление уведомления об участии в иностранных организациях или представление недостоверного уведомления налагается штраф (п. 2 ст. 129.6 НК РФ):
•     50 тыс. рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо представлена недостоверная информация.
Причем представить уведомление нужно строго в электронном виде. За подачу его пусть и в срок, но на бумаге, инспекция вправе наложить штраф (Определение ВС РФ от 31.03.2017 № 305-КГ17-1733).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *