Get Adobe Flash player

all

Все про новую уголовную ответственность за неуплату страховых взносов

  1. Что произошло?

29 июля 2017 года Президент России подписал Федеральные законы:

  • № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»$
  • № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции».

Они вступили в силу 10 августа 2017 года.

  1. В чем суть изменений?

Законами внесены поправки в УК РФ и УПК РФ, Закон о полиции, Закон № 125-ФЗ.

Изменения в целом направлены на усиление ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

  1. Для чего приняли законы?

В результате отмены единого социального налога в 2010 году страховые взносы оказались исключёнными из сферы правового регулирования статей 198 – 199 УК РФ. После передачи с 2017 года основной части страховых взносов под контроль налоговиков Правительство РФ решило окончательно придать этим обязательным платежам такой же статус, как и налогам.

Отсюда и введение уголовной ответственности за уклонение от уплаты взносов во внебюджетные фонды. Стоит отметить, что идея введения уголовного преследования за неуплату страховых взносов вынашивалась уже давно.

Так, впервые проект этого закона был внесён в Госдуму ещё в 2015 году.

Причем помимо возвращения в УК обычных страховых взносов, администрируемых налоговиками, законодатели решили заодно добавить туда ещё и взносы «на травматизм», которыми по-прежнему ведает Фонд социального страхования.

  1. За уклонение от уплаты страховых взносов привлекут как за неуплату налогов?

Да, поправки об уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов, администрируемых налоговыми органами, вносятся в имеющиеся «налоговые» статьи – 198 и 199 УК РФ.

Меры наказания остаются по этим статьям теми же, которые действовали и ранее. Соответственно, наказание за уклонение от уплаты взносов будет таким же, какое установлено за уклонение от уплаты налогов (лишение дохода за несколько лет, принудительные работы, лишение свободы).

И напомним, что наказание грозит тем, кто «накопит» недоимку как минимум в крупном размере.

  1. Что подразумевается под словом «уклонение»?

Исходя из буквы закона и с учетом позиции Верховного Суда, под уклонением от уплаты взносов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере.

Это уклонение может выражаться в следующем:

  • занижение базы;
  • иной заведомо неправильный расчёт суммы взносов, подлежащих к уплате;
  • непредставление расчёта по страховым взносам или других обязательных документов;
  • включение в такие документы заведомо ложных сведений.
  1. Когда заведут уголовку по страховым взносам?

Крупные и особо крупные размеры неуплаты взносов по обеим статьям (198 и 199 УК) будут определяться действующими цифрами.

Так, для физлица крупной считается неуплата в течение 3 лет 900 тыс. рублей, если это больше 10% от подлежащей уплате суммы платежей, либо неуплата 2,7 млн. рублей и более.

Особо крупный размер — 4,5 млн. рублей, если это больше 20% от подлежащей уплате суммы, либо неуплата более 13,5 млн. рублей.

Для организаций крупный размер — неуплата более 5 млн. рублей при превышении 25% от общей суммы платежей в бюджет, либо неуплата на общую сумму больше 15 млн. рублей.

Особо крупный размер — 15 млн. рублей при превышении 50%, либо неуплата более 45 млн. рублей.

Обратите внимание! Согласно поправкам, недоимки по взносам, которые администрируют налоговики, будут приплюсовываться к налоговым недоимкам, а это значит, что при наличии долгов и по налогам, и по взносам, возрастает вероятность достижения крупного или особо крупного размеров. Следовательно, возрастает вероятность наступления уголовной ответственности или ее более жёсткого варианта при особо крупном размере.

  1. Можно получить освобождение от наказания?

Как и ранее, уголовная ответственность не будет наступать, если виновное лицо (организация) ранее не уклонялось от уплаты взносов и при этом выполнило следующие действия:

  • целиком покрыта задолженность по взносам;
  • полностью уплачены пени;
  • выплачен штраф.

Об этом говорится в Примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ.

  1. Что грозит за неуплату взносов на «травматизм»?

Законом № 250-ФЗ вводятся новые статьи — 199.3 и 199.4 УК РФ, предусматривающие специальные составы преступлений за уклонение страхователя (ФЛ и ЮЛ соответственно) от уплаты страховых взносов на «травматизм», администрируемых ФСС России.

Так, за уклонение страхователя – физического лица от уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в крупном размере грозит штраф до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты (дохода) осуждённого за период до 2-х лет либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Аналогичное нарушение, совершённое в особо крупном размере будет наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты (дохода) осуждённого за период до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В отношении организаций ответственность за уклонение от уплаты взносов на «травматизм», совершённое в крупном размере чревато: штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Санкции ужесточаются при особо крупном размере уклонения от уплаты взносов или если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору.

  1. Сколько можно накопить неуплаченных взносов на «травматизм», чтобы не стать преступником?

Крупный и особо крупный размер по взносам на «травматизм» установлен значительно меньше по сравнению с обычными взносами. Так, ответственность для физлиц наступает, если сумма взносов за 3 финансовых года подряд превышает 600 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 10% подлежащих уплате взносов во внебюджетный фонд, либо превышает 1 800 тыс. рублей. Особо крупный размер — это сумма взносов за 3 финансовых года подряд от 3 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 20% суммы взносов во внебюджетный фонд либо сумма взносов – от 9 млн. рублей.

Для организаций крупный размер — сумма взносов за 3 финансовых года подряд от 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 10% подлежащих уплате взносов во внебюджетный фонд, либо сумма взносов – более 6 млн. рублей.

Особо крупный размер для организаций: 10 млн. за 3 года с долей 20% или 30 млн. рублей.

  1. Как привлекут к ответственности за неуплату взносов на «травматизм»?

Законом от 29.07.2017 № 272-ФЗ устанавливается порядок взаимодействия ФСС РФ, органов внутренних дел и следственных органов при выявлении фактов уклонения от уплаты страховых взносов на «травматизм».

Территориальные органы ФСС РФ будут обязаны направлять материалы дела в следственные органы, если плательщик в течение 2 месяцев со дня истечения установленного срока не исполнил требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, размер которой позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

Предусмотрено, что полиция участвует в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов ФСС России.

Кого вызовут на зарплатную комиссию в налоговую

Налоговики, получив контроль над указанными платежами, разрабатывают механизмы роста их поступлений в казну.

Одним из эффективных способов легализации зарплат, обеления базы по страховым взносам (НДФЛ) для своевременной и полной их уплаты являются специально созданные комиссии.

Недавно выпущенное объемное письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» разъясняет обновленный порядок их работы, а также раскрывает зоны риска попадания на комиссию.

Знакомство с письмом позволит оценить степень вероятности вызова на нее и при необходимости применить превентивные меры. Ведь материалы комиссии могут направить в надзорные органы и правоохранителям, также по ее итогам могут назначить выездную проверку.

Принципы работы комиссии

На комиссию вызовут тех, чья деятельность вызвала подозрения: обнаружены факты искажения бухучета, неполной уплаты НДФЛ, взносов, фальсификации отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Также под прицел попадут те работодатели, которые платят своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ или уклоняются от оформления с ними трудовых отношений.

Отбирать указанных лиц будут на основе информации, имеющейся у налоговиков и в информационных ресурсах.

Если фирму заподозрили в недоплате в бюджет, ей пошлют письмо, в котором налоговики сообщат о выявленных противоречиях. Также в письме предложат самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы.

Письмо направят за 30 дней до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам), погашения долга по НДФЛ и страховым взносам установят в количестве 10 рабочих дней со дня получения этого письма.

Если в этом срок плательщик не представит «уточненку», не доплатит налог, взносы и при этом не представит пояснений, объясняющих причины отсутствия оснований для уточнения своих обязательств, то последует письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения ее заседания.

В комиссию по легализации включаются:

  •  начальники (либо сотрудники) структурных подразделений налоговых органов с функциями проведения «камералок», выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа, мероприятий по урегулированию долгов;
  •  представители органов ПФР, ФСС, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры.Компании (ИП), не устранивших нарушения и не улучшивших свои показатели, вызовут на межведомственную комиссию, созданную при администрации субъекта РФ, а также включат в реестр выездных проверок.
  • Ранее ФНС письмом от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ упразднила работу комиссий по легализации баз по основным налогам, исключение сделано лишь для НДФЛ. Теперь данная комиссия из-за схожести баз по НДФЛ и взносам направит свои усилия и на улучшение показателей по уплате страховых взносов.
  • Инспекторы возьмут на особый контроль деятельность тех лиц, которые уже побывали на комиссиях. В отношении таких плательщиков станет проводиться ежеквартальный мониторинг представленных ими форм 6-НДФЛ и расчетов по взносам. Также проконтролируют погашение долгов по НДФЛ и взносам, динамику по зарплате и показателями налоговой нагрузки.

Критерии отбора на комиссию

Отбирать будут по следующим признакам:

1) налоговых агентов:

  •  с долгами по уплате НДФЛ;
  •  со сниженными поступлениями НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10 процентов: при отборе анализируется динамика с учетом информации о среднесписочной численности и данных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам. Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период, а по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ;
  •  с зарплатой ниже регионального среднего уровня по видам экономической деятельности: расчет производится по данным формы 6-НДФЛ исходя из общей суммы доходов, выплаченных физлицам, и среднесписочной численности (особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума);
  • 2) плательщиков страховых взносов, в том числе:
  • с задолженностью по взносам;
  •  со сниженными поступлениями относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников: при отборе сравнят исчисленные и уплаченные суммы, отраженные в расчетах по взносам и в 6-НДФЛ, с данными КРСБ;
  •  со сниженной численностью работников в течение отчетного периода более чем на 30 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом: при отборе анализируется динамика с учетом данных расчетов по взносам, по форме 6-НДФЛ, справок 2-НДФЛ, информации о среднесписочной численности.
  • 3) индивидуальных предпринимателей, в том числе:
  •  на общей системе налогообложения, имеющих низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 формы 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В формы 3-НДФЛ);
  •  с профвычетом в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за налоговый период дохода (в форме 3-НДФЛ анализируется отношение показателя стр. 120 к показателю стр. 110 листа В);5) иных плательщиков, в отношении которых предпроверочный анализ выявил налоговые нарушения, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным.
  • Ранее опубликованное письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит аналогичные критерии отбора на комиссию налоговых агентов по НДФЛ. В новом регламенте (в отличие от старого) предусматривается анализ формы 6-НДФЛ и сверки в динамике ее данных с данными КРСБ и справки 2-НДФЛ. Также новшеством являются условия отбора плательщиков страховых взносов. Здесь сигналом для вызова на комиссию послужат в первую очередь: долги по взносам, падение уровня их перечисления в бюджет, снижение числа персонала более чем на 30 процентов. Сравнивать станут в динамике показатели расчетов по форме 6-НДФЛ и по взносам, а также данные справки и КРСБ. В отношении отобранных претендентов на комиссию налоговики проведут контрольные мероприятия. Об их особенностях — в следующем обзоре рассматриваемого письма ФНС РФ.
  • 4) физлиц, не задекларировавших полученные доходы: отбор происходит по данным информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное);

Источники информации о плательщике

Налоговики тщательно подготовятся к заседанию: исследуют все возможные источники сведений в отношении отобранных компаний (ИП), а также проведут всесторонний анализ добытой информации.

Названы источники данных для такого анализа:

  •  информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);
  •  данные, полученные о конкретных сделках от контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ;
  •  информация, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  •  сведения от банков, правоохранителей, фондов, лицензирующих и таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
  •  жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  •  информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) обществ и из иных источников.1) рассчитают налоговую нагрузку плательщика страховых взносов (налогового агента) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,3) определят аналогичного плательщика взносов (налогового агента) с максимальной налоговой нагрузкой,Если проведенный анализ покажет низкий уровень налоговой нагрузки, то инспекторы возьмутся за финансовые потоки претендента на комиссию: исследованию подвергнутся его банковские выписки.Контролеры также посмотрят сделки на предмет их негативного влияния на налоговую нагрузку.Все аналитические действия инспекторов фиксируются в таблицах (приложения к письму ФНС РФ). Таким образом, на плательщика формируется досье, которое будет в дальнейшем использовано налоговым органом на комиссии.
  • В заключение налоговики сравнят показатели деятельности плательщика с критериями оценки рисков, содержащимися в концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
  • Выписки со счетов инспекторам понадобятся для составления схем движения денежных средств и ведения бизнеса компании (ИП).
  • 4) исследуют отклонения уровня налоговой нагрузки компании (ИП) от максимального значения.
  • 2) выделят аналогичных лиц и рассчитают их налоговую нагрузку (в случае отсутствия информации исследуют среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),
  • В рамках анализа налоговики:

Результаты работы комиссии

На заседании компании (ИП) предложат пояснить выявленные налоговиками факты возможных нарушений искажений отчетности и уточнить мероприятия, проводимые для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений налоговых норм.

Затем последуют рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании НДФЛ-базы и базы по взносам, которые занесут в протокол. Срок для устранения — 10 рабочих дней с даты проведения комиссии.

В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае уведомление направят повторно (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

За неявку без уважительной причины могут оштрафовать по ст. 19.4 КоАП РФ: граждан до 1 тыс. рублей, должностных лиц — до 4 тыс. рублей. Также лицам, проигнорировавшим вызов на комиссию, назначат выездную налоговую проверку.

Результаты комиссии могут быть направлены в правоохранительные и иные органы (например, в ОВД, территориальные органы ФМС, Гострудинспекции и другие инстанции).

В отношении полученной информации компетентные органы сами принимают соответствующие решения.

Например, данные о компаниях, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговики ежеквартально станут направлять:

  •  на территориальном уровне — органам местного самоуправления;
  •  на региональном уровне — органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ для принятия мер согласно их компетенции.? 

10 малоизвестных обязанностей компаний, о которых важно знать руководителю

Помимо общеизвестных обязанностей, возложенных законодательством на организации, существуют менее известные. Однако знать о них и выполнять также важно. В противном случае компанию могут оштрафовать. Причем за невыполнение некоторых, далеко не самых очевидных обязанностей весьма крупно. Рассказываем о десяти таких, не самых известных, и суммах штрафов за их игнорирование

1. Воинский учет в организации
В Трудовом кодексе есть список обязанностей работодателя (ст. 22). Обязанности вести воинский учет своих сотрудников в нем нет. Тем не менее, она возлагается на компанию, но только другим законом –«О воинской обязанности и военной службе» (от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
В пункте 7 ст. 8 этого закона сказано буквально следующее: «Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете».
Весь порядок воинского учета содержится как раз в названном Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Обязанности организаций сосредоточены в п. 27‒32 Положения.
В них сказано следующее.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) или личным карточкам госслужащих (форма № Т-2 ГС (МС), раздел 2).
При наличии на воинском учете менее 500 граждан воинский учет осуществляет 1 работник, выполняющий перечисленные обязанности по совместительству.
Постановка граждан на воинский учет
Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны:
•     проверять у принимаемых на работу граждан наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета;
•     заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы, месте жительства и другие сведения;
•     разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
•     информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Взаимодействие с военкоматом
Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны:
•     направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы;
•     оповещать призывников о необходимости их личной явки в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет;
•     направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на нем;
•     представлять ежегодно, в сентябре, в военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
•     сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
•     сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями в документах воинского учета военных комиссариатов или органов местного самоуправления;
•     вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
•     оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
Примечание редакции:
в дополнение к Положению о воинском учете существуют «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом ВС РФ 11.04.2008).
Ответственность за нарушение правил воинского учета:
•     за непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
•     неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке или необеспечение им возможности своевременной явки по повестке (ст. 21.2 КоАП РФ);
•     несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ);
•     несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
За каждое из нарушений на руководителя или работника, ответственного за ведение воинского учета налагается штраф от 500 до 1 тыс. рублей.
В заключение отметим, что кое-что об обязанностях компании в отношении воинского учета в Трудовом кодексе все же есть: фирма обязана уволить сотрудника, которого призвали на военную службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

2. Обучение в области пожарной безопасности
МЧС РФ обязывает организации всех форм собственности организовать обучение работников мерам пожарной безопасности.
Основными видами такого обучения являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (пожарно-технический минимум).
Противопожарный инструктаж
Проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций:
•     с правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
•     с требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
•     с мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
•     с правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
•     с обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Пожарно-технический минимум
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение 1 месяца после приема на работу и затем не реже одного раза в 3 года.
Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
ПРИКАЗ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645
Примечание редакции:
к данному приказу МЧС РФ прилагаются:
•     форма журнала учета инструктажей по пожарной безопасности;
•     примерный перечень вопросов проведения вводного и первичного противопожарного инструктажа;
•     примерные программы обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых.
За неорганизацию обучения работников мерам пожарной безопасности налагается штраф (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 6 до 15 тыс. рублей;
•     на организации – от 150 до 200 тыс. рублей.

3. Обучение в области гражданской обороны
На организации возлагается ряд обязанностей в области гражданской обороны, а именно:
•     разрабатывать с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС РФ, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
•     осуществлять курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
•     создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
•     разрабатывать программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
•     организовывать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
•     планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.
Кроме того, работники гражданской обороны, а также руководители организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне, не реже одного раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.11.2000 № 841
«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»
Примечание редакции:
данный список представлен в последней редакции, введенной в действие с 2 мая 2017 года (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 № 470). Отличие от прежнего списка – последние 3 обязанности являются новыми (первые 3 уточненными).
За невыполнение обязанностей из приведенного списка предусмотрен штраф (ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. рублей;
•     на организации – от 100 до 200 тыс. рублей.
4. Обучение охране труда и оказанию первой помощи
Трудовым кодексом предусмотрено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – ИП, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязано проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (ст. 225 ТК РФ).
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Примечание редакции:
Минтруд РФ недавно выпустил комментарий к этой норме в отношении обучения по оказанию первой помощи пострадавшим (письмо от 11.04.2017 № 15-2/В-950).
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве должно производиться в соответствии с порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Данный порядок, в частности, требует прохождения такой подготовки не реже одного раза в год для работников рабочих профессий и один раз в 3 года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.
Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
При этом обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.
За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрен штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
•     на организации – от 110 до 130 тыс. рублей.
5. Проведение спецоценки условий труда
Закон № 426-ФЗ гласит, что на работодателя возлагаются обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.
Она должна проводиться:
•     совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 данного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора;
•     в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
•     не реже одного раза в 5 лет, если иное не установлено данным законом. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Кроме того, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
•     ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
•     получение работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой спецоценки;
•     изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
•     произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
•     наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.12.2013 № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»
Примечание редакции:
Закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ вступил в силу 01.01.2014. Таким образом, 5 лет, отведенные на проведение спецоценки, истекают 31 декабря 2018 года. К этому сроку спецоценка условий труда должна быть проведена на всех рабочих местах. Это подчеркнуто в письме Минтруда РФ от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597.
Результаты спецоценки выражаются в установлении классов и подклассов условий труда на рабочих местах, которые влияют на 2 обстоятельства:
1) размер доптарифа страховых взносов – чем безопаснее условия труда, тем он ниже;
2) гарантии и компенсации работникам – вредные и опасные условия труда дают сотрудникам право:
•     на 7 дней дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 117 ТК РФ);
•     на 36-часовую сокращенную продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);
•     на 4-процентную прибавку к окладу (ч. 1 ст. 147 ТК РФ).
За непроведение спецоценки предусмотрен штраф (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП):
•     на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) в размере от 5 до 10 тыс. рублей;
•     на организации – от 60 до 80 тыс. рублей.
6. Квотирование рабочих мест для инвалидов
Закон о соцзащите инвалидов требует от работодателей выделить рабочие места для инвалидов:
•     при численности работников от 35 до 100 человек – законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников;
•     при численности работников более 100 человек – законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Примечание редакции:
в г. Москве принят Закон от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», согласно которому предусмотрена квота для организаций с численностью работников более 100 человек:
1) 2 процента – для трудоустройства инвалидов;
2) 2 процента – для трудоустройства некоторых категорий молодежи:
•     несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
•     лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
•     выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны организовать квотируемые рабочие места за счет собственных средств. Исключение – общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
За нарушение установленного порядка квотирования рабочих мест в г. Москве предусмотрен штраф (с. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45):
•     на должностных лиц – от 3 до 5 тыс. рублей;
•     на организации – от 30 до 50 тыс. рублей.
Федеральный штраф (ст. 5.42. КоАП РФ) предусмотрен для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей (за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты).
7. Медосмотр офисных работников
Статья 213 ТК РФ посвящена медицинским осмотрам некоторых категорий работников. В ней сказано, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры, порядок их проведения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень таких факторов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.
В их числе – п. 3.2.2.4, описывающий следующий вредный фактор условий труда: «Электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 процентов рабочего времени)».
Другими словами, работа за компьютером более 50 процентов рабочего времени. Следовательно, работники, проводящие за компьютером более половины рабочего дня, должны быть направлены работодателем на прохождение медосмотра.
В том же пункте оговорены периодичность таких осмотров (раз в 2 года) и перечень врачей (невролог и офтальмолог).
Осуществляются такие медосмотры за счет средств работодателя, о чем сказано в последнем абзаце ст. 213 ТК РФ.
ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н
Примечание редакции:
за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров предусмотрен штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
•     на организации – от 110 до 130 тыс. рублей.
8. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Кроме Налогового кодекса есть и другие законы, обязывающие компании перечислять в бюджет те или иные платежи. Один из них – Закон «Об охране окружающей среды». Он предусматривает плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Документ гласит, что эта плата взимается за 3 вида деятельности:
•     выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ);
•     сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ);
•     хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Лица, обязанные вносить плату
•     юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (исключение – те, кто ведет деятельность исключительно на объектах IV категории);
•     юрлица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с этими отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Правила внесения платы
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов таковых либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Плата вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Кроме субъектов малого и среднего бизнеса, плательщики должны уплачивать квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, в размере 1/4 суммы платы, уплаченной за предыдущий год.
Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный орган власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию об этой плате.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»
Примечание редакции:
размер платы рассчитывается по специальным ставкам и коэффициентам, которые приведены в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет штраф (ст. 8.41 КоАП РФ):
•     на должностных лиц – от 3 до 6 тыс. рублей;
•     на организацию – от 50 до 100 тыс. рублей.
Заметим, что компании, владеющие транспортными средствами, то есть передвижными источниками загрязнения, с 1 января 2015 года не обязаны вносить эту плату.
Существует спорный вопрос о том, кто должен вносить данную плату: собственник отходов или компания, которая занимается их вывозом и утилизацией? Судебная практика по нему противоречива. Последнее на сегодняшний день Постановление Арбитражного суда Московского округа по данному вопросу говорит о том, что вносить плату должен собственник, даже если он заключил договоры со специализированными организациями на вывоз отходов производства со своей территории (Постановление от 29.09.2016 № Ф05-13825/2016).
9. Внесение сведений о результатах обязательного аудита в реестр
С первого октября 2016 года вступила в силу новая ч. 6 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности», которая обязывает заказчиков обязательного аудита (аудируемое лицо) вносить сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.
В Единый федеральный реестр вносятся следующие сведения:
•     идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
•     идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
•     перечень бухгалтерской отчетности аудируемого лица и период, за который составлена эта отчетность;
•     дата аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
•     мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»
Примечание редакции:
Единый федеральный реестр размещен по адресу www.fedresurs.ru. Порядок формирования и ведения данного реестра утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 № 178. Однако пока в данный порядок не внесены изменения, касающиеся внесения в реестр результатов обязательного аудита.
10. Уведомление об участии в иностранных компаниях
Налогоплательщики (юридические и физические лица) помимо прочих налоговых обязанностей должны уведомлять налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физлица:
•     о своем участии в иностранных организациях, если доля участия превышает 10 процентов.
•     об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
•     о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Контролирующими лицами признаются:
•     физлицо или юрлицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
•     физлицо или юрлицо, доля участия которого в этой организации составляет более 10 процентов, при том что доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физлиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Уведомление об участии в иностранных организациях или об учреждении иностранных структур без образования юрлица представляется не позднее 3 месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юрлица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с гл. 23 или 25 НК РФ.
Это предусмотрено ст. 23, 25.13, 25.14 НК РФ.
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ
Примечание редакции:
за непредставление уведомления об участии в иностранных организациях или представление недостоверного уведомления налагается штраф (п. 2 ст. 129.6 НК РФ):
•     50 тыс. рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо представлена недостоверная информация.
Причем представить уведомление нужно строго в электронном виде. За подачу его пусть и в срок, но на бумаге, инспекция вправе наложить штраф (Определение ВС РФ от 31.03.2017 № 305-КГ17-1733).